Виктор Борисов (victorborisov) wrote,

Итоги автомобильной экспедиции «Синильга» (Кавказ) — Часть 1


Кавказский регион еще в советское время считался одним из лучших регионов для туризма и лечения. Всем нам хорошо известны минеральные воды производимые на Кавказе. Здесь было проложено огромное количество маршрутов по горным перевалам различной категории сложности. Сюда приезжали отдыхать из самых отдаленных уголков СССР. Основу фантастической природы составляет горная система Большой Кавказ, протянувшаяся более, чем на тысячу километров с запада на восток между Черным и Каспийским морями. Горная система определяет уникальную флору и фауну этого региона, и создает особую климатическую зону. Проблемы в регионе возникли в 90-е годы. Во-первых это развал Союза, а вместе с ним и полное исчезновение туристической инфраструктуры (это касается не только Кавказа), а после этого две чеченских войны, которые полностью перечеркнули возможность развития туризма на Кавказе. И даже сейчас, когда ситуация казалось бы налажена многие россияне совершенно справедливо опасаются ехать на Кавказ.

Именно поэтому наша команда во главе с Русским Географическим Обществом при поддержке компании Ленд Ровер осуществила в мае 2011 года автомобильную экспедицию по заповедникам Кавказского региона. В задачи экспедиции входило налаживание связей с региональными представителями власти, сбор данных о туристических возможностях региона, посещение главных достопримечательностей региона. Особое внимание уделялось проблемам заповедников и особо охраняемых территорий. Наша экспедиция проехала более 6 тысяч километров практически по всем основным регионам Кавказа: Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан. Маршрут экспедиции был закольцован таким образом, что кроме вышеперечисленных регионов мы смогли посетить заповедники Астраханской, Волгоградской, Тамбовской, Липецкой и Тульской областей.

Я не буду заострять внимание на политических вопросах и финансовых проблемах, которые существуют практически в каждом регионе России. В этой статье я расскажу о тех интересных местах Кавказа которые стоит обязательно увидеть своими глазами. В конце каждого дня я привёл координаты описываемых объектов со ссылкой на викимапию.

Поехали!



Начнем последовательно по областям, через которые проходил наш маршрут. Для получения дополнительной информации об интересных местах по каждой области вы можете воспользоваться рубрикатором или списком тегов моего журнала.

Несколько слов про экспедиционную подготовку. Три стандартных автомобиля Land Rover Defender 110 с нулевым пробегом в стандартной комплектации. Несмотря на то, что практически все объекты на нашем маршруте доступны на любом легковом автомобиле, внедорожники позволили нам существенно экономить время и «срезать» расстояния через многочисленные горные перевалы. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту Дефендер оказался вполне достойной машиной для путешествий. Разумеется, что тысячекилометровые дневные перегоны по асфальту не его стихия, но свои максимальные (на ограничителе) 135 км/ч он едет легко и непринужденно. Из недостатков я бы отметил неудобную посадку, а именно передние сиденья раздвинутые по углам настолько далеко, что водителю некуда опереть левую руку, а пассажир испытывает аналогичные проблемы с правой рукой. Ну и разумеется педальный узел, где у водителя отсутствует площадка для левой ноги, а на ее месте расположена педаль сцепления. В конце концов Дефендер остался чуть ли не единственным классическим внедорожником выпускаемым до сих пор. Подробнее о передвижении вне дорог и штурме заснеженных горных перевалов я расскажу в отдельной статье. Забегая вперед скажу — никаких поломок в пути у нас не было.

День 1. Московская область - Ростовская область



А мы вернемся на трассу. Из Москвы на Кавказ ведет две крупнейших автомагистали: М4 Дон и М6 Каспий. Первая значительно короче и имеет более высокую интенсивность движения, в то время как трасса Каспий значительно хуже как по качеству дорожного покрытия, так и значительно большему расстоянию. В любом случае приезжать на Кавказ лучше по М4, а вот уехать можно и по М6, что мы и сделали.



Как вы знаете, трассу М4 сейчас активно реконструируют — к зимним олимпийским играм 2014 года трасса должна превратиться в скоростной автобан соединяющий Москву и Сочи. Впрочем, трассу М4 реконструировали и раньше, и каждый, кто летом ездил отдыхать на Черное море неоднократно сталкивался с многокилометровыми пробками на объездах ремонтных работ. Сейчас дорогу значительно расширили. Первые 100 километров от Москвы это восьмиполосная магисталь, затем количество полос сокращается до трех в каждую сторону. Следом еще одно сужение до «честной» четырехполосной дороги, которая по состоянию на май 2011 года подошла практически вплотную к Ельцу. Многие участки трассы построены с нуля, в отдалении от старой дороги и населенных пунктов, через которые она проходила. В Воронежской и Ростовской областях также расширили большую часть трассы. Буквально 5 лет назад водители могли по памяти вспомнить все четырехполосные участки трассы, а сейчас можно по пальцам пересчитать те участки дороги, где еще осталось двухполосное движение. Если внимательно посмотреть на наш трек (я опубликую его чуть позже, дополнив координатами достопримечательностей), то можно заметить, что более 80% времени мы двигались по трассе со скоростью свыше 100 километров в час.



Конечно, как только начнется сезон отпусков на трассе будет на порядок больше автомобилей, а также сотрудников полиции, контролирующих соблюдение ПДД (во время нашей поездки от Москвы до Ростова их практически не было). Первый тысячекилометровый перегон можно проехать в расслабленном режиме за световой день. С учетом остановок на отдых и обед. По времени остановку на обед удобнее всего делать перед Воронежом, здесь есть и недорогие придорожные кафе, а также гостинично-ресторанный комплекс Яр, известный на всю страну скульптурой коня поедающего рельс. А вот остановку для ночлега уже лучше делать в окрестностях Ростова, здесь также в наличии широкий выбор придорожных мотелей. Мы, например, останавливались в отеле Фараон, не доезжая 90 километров до Ростова. Конечно, не самый лучший выбор, учитывая что отель расположен вплотную к трассе, а с его обратной стороны проходит железная дорога.

Гостиничный комплекс Фараон на карте

День 2-3. Ростовская область - Карачаево-Черкесская республика



Дальнейшая дорога по трассе М4 также не вызывает каких-либо проблем. Более того, забегая вперед я могу уверенно сказать, что за все время нашей экспедиции именно на этом участке маршрута было самое лучшее дорожное покрытие и отлично развитая придорожная инфраструктура. На известном посту в Цукеровой балке (граница Ростовской области и Краснодарского края) существенно упросили контроль за иногородними автомобилями. Раньше здесь подвергался досмотру каждый автомобиль с московскими или подмосковными номерами, а в этот раз нас даже никто не стал обращать внимание. Рядом со станицей Павловская дорога раздвавивается, налево в Ставрополь, направо — в Сочи. Мы поворачиваем налево. До первой точки нашей экспедиции, Тебердинского заповедника, остается чуть более 300 километров. Дорога хорошая, правда по большей части уже двухполосная. Здесь трасса уже проходит через населенные пункты в которых сотрудники полиции особенно тщательно контролируют скоростной режим. На въезде в Карачаево-Черкесию блок-пост, где нас наконец-то останавливают для проверки документов. Данные об автомобилях и количестве пассажиров зачем-то записывают в специальный журнал. Говорят, что это стандартная процедура для иногородних и направлена в первую очередь для обеспечения безопасности. Проезжаем Черкесск и Карачаевск. Вот теперь можно сказать, что мы на Кавказе.





Будете в Карачаево-Черкессии — обязательно попробуйте пиво и минеральную воду выпускаемую Карачаевским пивоваренным заводом. Во-первых это живое пиво без консервантов, выпускаемое в обычных стеклянных бутылках со сроком годности 7 дней, а также это крайне популярный на Кавказе грушевый напиток с Лисёнком на этикетке. Такой напиток можно встретить и в других регионах, но самый вкусный выпускают именно на Карачаевском пивзаводе.





Вот мы наконец добрались до Тебердинского государственного биосферного заповедника. Это место известно многим по расположению здесь крупнейшего горнолыжного курорта. Я, например, впервые здесь побывал еще в возрасте 6 лет, катаясь с родителями на горных лыжах. Курорт Домбай всегда привлекал множество туристов со всех уголков России. Даже в «сложные» 90-е годы здесь было спокойно и достаточно безопасно. В регионе хорошо развита туристическая инфраструктура. Существует множество вариантов проведения досуга как в зимнее, так и летнее время года. Насколько очередей канатной дороги позволяют подняться на высоту более трех километров. А на четвертой очереди канатной дороги до сих пор стоит высокогорное кафе выполненное в виде летающей тарелки. Самая высокая точка — гора Домбай-Ульген высотой более 4000 метров. А сразу же за главным Кавказским хребтом уже находится Абхазия, но увы перейти границу здесь нельзя. Из недавних изменений — открыт свободный проезд от посёлка Теберда по посёлка Домбай, теперь этот участок дороги имеет статус федеральной, а раньше здесь взымалась плата за проезд на автомобиле. На посещение Тебердинского заповедника лучше всего запланировать как минимум два полных дня. Кроме подъема на вершину я особенно рекомендую заглянуть в музей природы находящийся в Теберде. А проезжая через Нижнюю Теберду обязательно следует подняться к Сентинскому храму — один из самых древних христианских храмов на территории России, построенном в 10 веке. Для проживания доступно огромнейшее количество турбаз как в Теберде, так и непосредственно в посёлке Домбай.



После Тебердинского заповедника следует продолжить маршрут на восток через один из самых красивых перевалов Кавказа — Гум-Баши. Максимальная высота на перевале более двух километров над уровнем моря, вся дорога по перевалу полностью асфальтированная. На вершине перевала имеется большая смотровая площадка откуда открывается прекрасный вид на главную доминанту Кавказских гор — Эльбрус. Продолжить дорогу дальше можно двумя способами, либо поехать по асфальтированной дороге в Кисловодск, либо свернуть на юго-восток, на грунтовые дороги горных перевалов чтобы еще больше окунуться в захватывающую дух природу Кавказа. Именно здесь будет очень желательно наличие полноприводного внедорожника, особенно если путешествовать в мае, когда на северных склонах еще не везде растял снег. Здесь же стоит быть особенно внимательным и осторожным, как известно горы не прощают вольностей и ошибок. А любая ошибка пилотирования может закончится очень долгим и продолжительным полётом в ущелье, без каких-либо шансов на спасение. А еще очень полезными будут спутниковые снимки местности или подробные топографические карты с нанесенными высотами. Рельеф здесь таков, что перепады по 300-500 метров совсем не редкость, а в случае внезапной непогоды пройти их не получится совсем.





Изначально мы не планировали съезжать с перевала, но вспомнив мои наработки по этому региону мы решили попробовать добраться до плато Бермамыт. Спутниковых снимков под рукой не было, и основными навигационными устройствами у нас были Гармин и Навител. Оба справлялись неплохо со своими задачами, но Навител не имел высотной привязки к местности, а Гармин показывал не только дороги, но и козьи тропы, непригодные для передвижения на автомобиле. Природа внесла некоторые правки в предполагаемый маршрут. Во-первых нерастаявший снег на теневых склонах. Несколько раз удавалось проскочить по узкой кромке между снежной шапкой и обрывом, иногда мы прижимались вплотную к отвесной стене, а пару раз даже пришлось взять в руки лопату и проложить свою собственную дорогу через снег (до нас здесь никто не проезжал). Затем дороги начали расходится в разные стороны и ориентироваться стало сложнее. Сотовой связи здесь уже не было, как и не было никаких признаков цивилизации.



Все, что здесь когда-то было построено уже уничтожено и разрушено. Шутка-ли: железобетонные столбы, удерживающие в прошлой жизни линии электропередач не просто лежали на земле. Кто-то очень старательно раздробил бетон на мелкие кусочки, чтобы вытащить из них железную арматуру.



Двое пастухов — единственные люди, встреченные нами за 4 часа покатушек в горах. Плато было где-то рядом, но дорога по которой мы ехали стала постепенно уходить вниз, а слева и справа были два очень глубоких ущелья. Сначала пропали какие-либо автомобильные следы, а вместе с этим появилось беспокойство — проедем ли мы тут. Дорога становилась всё уже и уже. Вот на одной из вершин она была с трудом различима на фоне высокой травы. Оба навигатора предлагали ехать правее, дорогу, которая стала снова подниматься вверх. Хотя для нас было очевидно, что если мы едем по вершине хребта, и вдали на горизонте виднеется ущелье, то нужно уже сейчас искать возможность спуститься вниз. На спуске нас ждал сюрприз — селевой поток размыл часть дороги образовав огромную яму в половину дороги. Грунт был мокрый и скользкий. Чтобы объехать яму нужно было частично подняться на склон, тем самым увеличивая опасность переворота в случае внезапного сноса. Впрочем, отступать уже некуда — мы находились в середине спуска и выезжать задним ходом наверх было бы не легче. Успешно преодолев засадный участок мы снова обнаружили автомобильные следы. Судя по всему кто-то доехал до этого места снизу, но не рискнул подниматься выше. Следы нас успокоили, значит дальше дорога не вызовет трудностей. Спустились прямо к реке и поехали практически прямо по ее руслу к селу Хасаут.





На самом деле карачаевский аул Хасаут имеет достаточно интересную историю, многие подробности которой до сих пор не известны. Я рекомендую прочитать подробнейшую статью посвященную истории образования Хасаута с древнейших времен — здесь. А что касается новой истории, то информации не так много, но все основные разрушения в селе произошли в 40-х годах во время депортации местного населения. Очень грустная и печальная история, а особенно тяжело смотреть на многочисленные руины и камни разбросанные в поле. Здесь до сих пор живет несколько семей, есть скот, но нет электричества.











Выезжаем из села уже по «нормальной» дороге в сторону Кисловодска. Неожиданно натыкаемся на свежепостроенную дорогу через перевал по маршруту «Кисловодск — Эльбрус». Дорога еще не заасфальтирована, но даже в таком виде выглядит внушительно. Чем ближе приближаемся к Кисловодску, тем лучше становится дорога. Проезжая через Кисловодск следует посетить памятник природы Гору-Кольцо, но мы решили поторопится на встречу с двумя другими экипажами на границу с Кабардино-Балкарией.

Сентинский храм
Тебердинский заповедник (зоопарк, музей)
Технологическая дорога в гору на Домбае


День 4. Кабардино-Балкарская республика





Республика с первых километров дороги удивила полным отсутствием каких-либо правил дорожного движения. Для местных водителей белая сплошная линия, разделяющяя встречные потоки не значит ничего, кроме того, что это просто белая линия. Здесь ездят на красный лавируя между автомобилями движущимися в перпендикулярном направлении, а выезд на встречную полосу считается нормальным в любых ситуациях. Жили мы в отеле Гранд Кавказ города Нальчик. Совершенно непримечательное место, сохранившее со времен СССР свой совковый дух. Дорогие номера, стоимость которых завышена как минимум в два раза и достаточно посредственное обслуживание. Впрочем, с туризмом в регионе сейчас туго, сюда вообще никто не приезжает.





Но на самом деле в КБР есть, что посмотреть. Мы отправились в Кабардино-Балкарский природный заповедник, к поселению Верхняя Балкария. Основные достопримечательности этого региона: Голубые озера — несколько горных озер с минеральной водой насыщенной сероводородом, Черекская теснина — дорога проходящая через тоннель проложенный в скале, в обход старинной дороги на краю 500-метрового обрыва, а в поселке Аушигер бьет горячий минеральный источник, который был превращен в бассейн.



Конечно не стоит забывать, что в КБР еще находится Эльбрус, но это тема для отдельного репортажа. А что касается вышеупомянутых достопримечательностей, то вся проблема в полном отсутствии туристов. Здесь нет вообще никого, кроме местных. Впрочем, я не могу сказать, что остался в восторге от увиденного, особенно если сравнивать с соседними регионами. Посетить КБР можно, но не обязательно.

Ресторан Сосруко в Нальчике
Нижнее голубое озеро
Черекская теснина, тоннель
Верхние голубые озера
Секретное озеро
Горячий источник Аушигер

День 5. Республика Северная Осетия









На следующий день мы попадаем в Северную Осетию и первым же делом посещаем музей природы при Северо-Осетинском заповеднике. Начало обязательной пресс-конференции и круглого стола не предвешали настолько стремительного развития событий, но все изменилось как только нас повезли показывать Алагирское ущелье. Этот восторг невозможно описать словами, а ни одна фотография не может передать красоты этих мест. Более того, захватывающие дух виды открываются буквально за каждым поворотом все больше и больше раскрывая истинную красоту Северной Осетии для ее гостей.









Я откровенно не ожидал, что именно здесь окажется настолько интересно. По руководством Маргариты Дзодзиковой, доктора биологических наук, мы посетили Заповедник Цейский и проехали через Куртатинское ущелье. Еще никогда в моей жизни не было столько открытий за один день. И самое интересное, что как оказалось мы посмотрели где-то 20 двадцатую часть от всех достопримечательстей региона. Нет, сюда обязательно стоит вернуться как минимум на неделю. А самое главное — самостоятельные путешественники будут чувствовать себя здесь в полной безопасности, как бы далеко они не заехали.

Цейский заповедник
Куртатинское ущелье

День 6-7. Чеченская республика









Интересно наблюдать, как меняется горный рельеф при переезде из одной республики в другую. Казалось бы, расстояние всего в 100-150 километров, а горы уже совершенно другие, и растительность другая, ну и разумеется люди тоже совсем другие. Вообще, на Кавказе самое главное это люди. И особенно интересно наблюдать за различиями в традициях разных народов. Чеченцы, например, не пьют алкоголь, что для нас было приятным открытием, и наши дневные и вечерние застолья обходились без непрекращающихся тостов. Понятно, что это традиции в других регионах, но у нас все-таки рабочая поездка и нельзя расслабляться.

Чеченская республикаа заметно выделяется чистотой и ухоженностью. Грозный активно застраивается и реконструируется. Строится комплекс небоскребов Грозный-Сити (привет Москве), расширяют главные магистрали, сносят старые дома. Улицы освещают светодиодные фонари (такое я видел ещё только в Надыме), а водителей воспитали ездить по правилам. Относительно соседних республик и того, как здесь ездили раньше — изменилось действительно многое.

Не засиживаемся в городе и снова едем в горы. В этот раз по Чечне у нас персональное сопровождение с мигалкой и сиреной. Нет, не из безопасности, а из экономии времени. После Осетии начинается через блок-постов с интервалом 3-5 километров. Люди с оружием, тяжелая военная техника, боевые позиции из мешков с песком: на каждом из них останавливают все иногородние автомобили, проверяют документы, записывают в журнал. Никто не запретит ехать дальше, но вы потеряете огромное количество времени.











В Чеченской республике основными достпоримечательностями можно считать боевые башни. Когда-то их было очень много. Сейчас многие из них восстанавливают. Наша программа по Чечне достаточно обширна — у нас два полных дня на осмотр достопримечательностей. В первый день мы отправляемся в Аргунское ущелье, Шатойский район. Именно здесь прошли серьезные бои во время Чеченской войны. Места здесь красивые, можно любоваться природой очень долго.









Следующий день — посещение высокогорного озера Кезеной Ам, на границе с Дагестаном. Нечто невероятное и фантастическое. Озеро находится вдали от цивилизации, а ввиду отсутствия туристов здесь очень тихо и спокойно. А еще здесь превосходный горный воздух.









Из проблем Чеченской республики с туристической точки зрения стоит отметить практически полное отсутствие соответствующей инфраструктуры. Очевидно, что туризмом в регионе в принципе никогда не занимались и просто не знают как это делать. Отель со стоимостью номера 5000 рублей с претензией на люкс (но при этом абсолютно нелепый и непродуманный) яркий тому показатель.

Село Шатой
Саттойская боевая башня
Музейный комплекс в Итум-Кале
Вашиндаройский водопад
Родовая башня Тазбичи
Озеро Кезеной Ам
Замок Алдам-Гези


В связи с тем, что ЖЖ не позволяет публиковать посты в которых более 32000 символов, пришлось разделить запись на 2 части. Продолжение — здесь.
Tags: отчет, россия, экспедиция
Buy for 150 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments