Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Угольная шахта «Подмосковная»


Сегодня мы с вами отправляемся в угольную шахту, спустимся на глубину 70 метров и посмотрим как она устроена. А еще вы узнаете где находится полузаброшенная мачта высотой 120 метров!

Угольная шахта «Подмосковная», расположенная в Тульской области (в 9 км от поселка Грицовский) на данный момент является единственной угольной шахтой во всем центральном регионе России. Шахта всегда считалась очень перспективным предприятием, но в последнее время в центральном регионе отказываются от использования угля для получения энергии. Упадок начался в 90-х годах, а ранее в одной только Тульской области работало более 30 угольных шахт, а еще были шахты в Рязанской, Тверской и Смоленской областях.

Главный инженер шахты Сысоев Юрий Львович устроил замечательную экскурсию, переоделся в рабочую одежду и подробно рассказал о внутреннем устройстве шахты. На шахте он работает более 25 лет.

1. Строительство шахты началось в 1967 году, предполагалось что она будет одной из крупнейших шахт Подмосковного угольного бассейна. Шахта была сдана в эксплуатацию в 1974 году.


2. В данный момент на предприятии задействовано около 80 человек, которые работают в 4 смены. Добыча угля производится очень малыми объемами, а учитывая текущую отпускную цену угля все это совершенно не рентабельно для шахты.


3. Основным видом транспорта на шахте является узкоколейная железная дорога с колеей 900 мм. На наземном участке работает 3 электровоза, а под землей — 7.


4. Гора пустой породы (террикон) расположенная вдали насыпается по очень интересной технологии. Туда ездит вагонетка по тросу закрепленному к мачте. Подвесная канатная дорога вдвойне уникальна тем, что является одномачтовой. Высота террикона примерно 50 метров, а верхняя точка мачты около 120 метров.


5. Общий вид шахты. Прошлый кадр был снят от огромной звезды на самой высокой точке здания шахты. Красная звезда размером более 1 метра давно уже перегорела...


6. Можно сказать, что угледобывающая отрасль находится на волоске от смерти.


7. Теоретически существуют проекты по развитию этой отрасли, но пока никаких реальных действий не предпринимается. До 90-х годов на шахте было задействовано более 1800 человек.


8. Ознакомимся с общим планом горной выработки. Добыча угла ведется на одном горизонте, на глубине 74 метра от поверхности земли. Под землю уходит два ствола — основной и вспомогательный. Через основной ствол происходит подъем угля на поверхность и закачивается воздух. Вспомогательный ствол служит для подъема и спуска людей и оборудования. Шахта имеет три крыла — северное, южное и восточное, их наглядно видно на представленной карте. Южное крыло частично затоплено, а восточно загазовано. Общая протяженность подземных тоннелей примерно 26 километров.


9. В административном здании шахты также имеются учебные классы. Раньше здесь проходили практику студенты. Обширный информационный материал подробно знакомит с устройством шахты.


10. Схема конвейерной линии. Опишу подробнее, это позволит лучше понимать кадры представленные непосредственно из шахты. Справа находится проходческий комбайн. Слева вертикально проходит вентиляционный штрек, параллельно ему идет откаточный, по которому вывозятся вагонетки с породой. Снизу на схеме проходит конвейерный штрек, где проложена конвейерная лента, по которой порода от места разработки перемещается к вагонеткам. Вверху горизонтально проходит бортовой штрек. Ниже на стенде представлены реле и переключатели управляющие электроборудованием.


11. Учебная модель проходческого комбайна 4ПП-2. Только здесь его можно увидеть целиком, ведь под землей он собирается из деталей на месте, и со всех сторон зажат породой.


12. Перед тем, как спуститься в шахту нужно ознакомится с правилами по технике безопасности, переодеться в спецодежду, получить каску, лампу и самоспасатель (устройство для защиты органов дыхания).


13. Главные часы. Раньше, в здании была установлена специальная ЭВМ, а у каждого шахтера был личный жетон, который нужно было отметить на этих устройствах. Сейчас все это отключено. После необходимо пройти шлюз с электрическим приводом дверей, где выравнивается давление воздуха.


14. Нулевая, место посадки в клеть для спуска под землю.


15. Перед дверью клети установлены таблички с предупреждениями, которые зажигаются одна за другой.


16. Заходим в клеть. Спуск под землю проходит достаточно быстро, как можно заметить на прошлой фотографии, к клети подходят рельсы, которые также находятся и на полу клети. Таким образом под землю опускают вагонетки. Ствол обделан чугунными тюбингами.


16а. Спустившись под землю необходимо пройти «акклиматизацию» в специальной комнате.


17. Каждый человек спускающися под землю обязательно должен отметится при спуске и сообщить о маршруте своего движения, и по ходу прохождения установленных в тоннелях телефонов отзваниваться дежурному и сообщать о своем местонахождении. Мы начали движение по вентиляционному штреку в северное крыло.


18. Раньше здесь было освещение, но сейчас оно демонтировано. Про электричество: ко всему шахтному комплексу подведено напряжение 6 киловольт. В зависимости от горного давления, на разных участках шахты устанавливаются различные виды крепей. Здесь можно видеть арочные бетонные крепи с затяжкой из бетона.


19. В тоннеле слева трапециевидная крепь. Контактный провод на данном участке тоже отсутствует.


20. Некоторые участки подтоплены. На откаточных путях используются как деревянные, так и железобетонные шпалы, некоторые из которых не ремонтировались с момента открытия шахты.


21. Слева видна непроходная сбойка в сторону восточного крыла. Вход туда запрещен по причине загазованности. Под потолком можно видеть трубу пожарного водоснабжения, в которой постоянно находится вода под высоким давлением.


22. Один из пунктов остановки, где есть телефон. Юрий Львович отзвонился стволовому и сообщил о нашем местоположении. И тут все каааак ломанутся...


23. Впереди участок где произошло проседание свода вследствие притока грунтовых вод, для предотвращения обрушения своды штрека укрепили дополнительными опорами.


24. Очередная сбойка. Здесь мы поворачиваем налево.


25. А теперь направо. Всего мы прошли под землей более 7 километров.


26. Налево уходит откаточный штрек. Он закрывается дверью, для предотвращения утечки воздуха. Вообще, система вентиляции шахты устроена таким образом, что свежий воздух нагоняется с поверхности мощными вентиляторами.


27. На некоторых участках встречаются тележки с насосными установками. Они необходимы на тот случай, если изменится направление потока грунтовых вод и начнет подтапливать ту или иную часть тоннеля. Мы же поднимаемся направо наверх, чтобы выйти к проходческому комбайну.


28. Наконец подходим к лаве (это место подземной горной выработки). Слева на стене телефон, а сквозь арочную железную крепь можно увидеть добываемую породу. На путях стоит так называемый «энергопоезд», который обеспечивает питанием механизированный комплекс.


29. Пролазим непосредственно на выработку. Слева массив угля (забой лавы), а с правой стороны видно опоры проходческого комбайна, которые поддерживают незакрепленные своды уже пройденного участка. По центру хорошо видна «косичка» шлангов идущих к приводам гидравлических опор.


30. Мы находимся непосредственно над опорами, слева хорошо видны гидравлические приводы опор, а справа привод шнеков, которыми ведется проходка. Высота здесь чуть более метра.


31. Затем, срезанная порода подается на конвейер.


32. Привод конвейера.


33. Слева видны шахтные пускатели, они предназначены для управления электродвигателями. Справа конвейерная лента.


34. Слева выход конвейерного штрека в откаточный. Именно здесь порода с конвейера загружается в вагонетки. Здесь еще сохранились лампы освещения тоннеля.


35. На большинстве участков деревянные шпалы, постоянно находящиеся в подтопленном состоянии. Под потолком подвешены троллеи, находящиеся под напряжением. Это означает, что каску снимать запрещено и руки над головой не поднимать.


36. А это еще один забой. Перед тем, как пойти в эту часть штрека была включена система принудительной вентиляции.


37. Вагонетки загруженные разобранными трубами пожарного водоснабжения в вентиляционном штреке.


38. Электровоз перегоняет вагонетки с углем по длинному откаточному штреку к главному стволу. Здесь они разгружаются в опрокидывателе. Вагоноопрокидыватель вмещает две вагонетки, при этом конструкция шахтной сцепки позволяет проводить эту операцию без опцепки.


39. Подземное электровозное депо, здесь же производится ремонт и обслуживание электровозов, на поверхность они не поднимаются. Депо находится в восточном крыле, и часть выработок поддерживается в пригодном для прохода состоянии для доступа в депо. Электровоз К10 с крайним 7-ым порядковым номером (во времена интерсивной работы шахты всего под землей находилось более 45 электровозов).


Возвращаемся обратно к руддвору, отзваниваемся стволовому и ожидаем спуска клети. Поднимаемся, сдаем инвертарь...

Проделанные в шахте работы впечатляют и очень грустно понимать, что возможно совсем скоро все это исчезнет. У шахты есть задолженность по электроэнергии, а если отключат электроснабжение то в течение 6 часов произойдет ее полное затопление. Теоретически она еще будет подлежать восстановлению, но вряд ли кто-то будет этим заниматься. Хотя запасов угля в шахте хватит еще на насколько десятков лет...

Добавление: В 2010 году шахта была закрыта и затоплена...

[ Каталог всех репортажей (недавно обновлен!) ]
Tags: подземный репортаж, производственный репортаж, путешествие, тульская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 191 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →