Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Алматинский метрополитен. Часть 1/2


Алматинский метрополитен — строящийся метрополитен в городе Алма-Ата. Его строительство началось в 1988 году. Открытие первой очереди «Райымбек батыр» — «Алатау» (длиной 8,6 км) запланировано на 16 декабря 2011 года. Алматинский метрополитен должен стать 1-м метро в Казахстане, 2-м в Центральной Азии (после Ташкентского) и 16-м метрополитеном в СНГ. Уникальность строительства заключается в том, что для вывоза грунта на поверхность используются обычные Камазы, а не временная узкоколейка.

Я предлагаю вам совершить виртуальную прогулку по строящейся линии первой очереди начиная из депо и пройдя по всем 7 станциям первой очереди. Для удобства просмотра материал разделен на две части.


История строительства
В 1978 году был утверждён Генплан города, в котором была указана первая трасса метро. В 1983 году было начато проектирование метро, этим же годом датируются и первые эскизы станций. Строительство метро началось в 1988 году, после подписания распоряжения Н. Назарбаевым. Строительство велось на средства союзного бюджета, Казахская ССР оплачивала лишь косвенные затраты. После распада СССР средств на строительство метро у Республики Казахстан не было. Были предприняты попытки законсервировать работы, но и это требовало крупных капиталовложений. В 1991 году смета строительства составила 457 миллионов рублей, для нужд метро было снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома. С 1994 года финансирование стало падать на 15-20 % в год и срок сдачи первой очереди был отодвинут на неопределённое время. К 1997 году государство имело многомесячные долги по зарплате перед метростроителями. В этот период предпринимались неоднократные попытки найти инвесторов. Долгие переговоры с различными зарубежными компаниями («CNC LAVALIN», «Bombardier», «Philipp Holzmann») затянулись и не принесли результата. После этого, в 2003 году, в соответствии с государственной программой развития Алматы метрополитен получает финансирование на строительство из государственного бюджета Казахстана. С 2005 финансирование строительства находится под контролем президента Казахстана. Именно с этой даты начинаются более менее активные строительные работы на стройплощадках.

Для удобства представления нашего подземного путешестия предлагаю взглянуть на общую схему метро. Наш путь начинается из депо, расположенного в левой части первой очереди.

Схема проектируемых линий метрополитена г. Алматы, 2009 год. Наш путь начинается из депо, расположенного в левой стороне красной линии.


Полезная информация для самостоятельного изучения: 3D-рендер всех станций первой очереди

ТЧ-1 «Райымбек батыр»

2. Депо Алматинского метрополитена. Открыто 22 марта 2009 года. Расположено южнее станции «Райымбек батыр». Длина путей к депо составляет 290 метров.


3. После открытия второй линии Алматинского метрополитена депо будет обслуживать обе линии.


4. В 2010 году в электродепо состоялась презентация первой партии подвижных составов, произведенных южнокорейской компанией «Hyundai» специально для метрополитена Алматы. Всего по плану для метрополитена должно быть закуплено 28 вагонов.


5. Депо соединено со станцией «Райымбек батыр» подземным тоннелем, проходящим под железнодорожными путями, соединяющими вокзал Алматы-1 на севере города и вокзал Алматы-2 в его центре.


6.


7. На этом участке в правом перегонном тоннеле уже смонтировало рельсовое полотно, а по левому перегонному тоннелю ездят обыкновенные Камазы и Газели.


8.


«Райымбек батыр»

9. Строящаяся станция Алматинского метрополитена. Является конечной станцией на первой линии. Названа в честь Раимбек-батыра. В проекте имела название «Октябрьская».


10. Это одна из двух станций первой очереди имеющая два выхода на поверхность.


11. Дизайн выполнен в духе совмещения древнего с современностью. На стенах изображены национальные узоры и наскальные рисунки.


12. «Раимбек-батыр» — односводчатая станция мелкого заложения.


13.


14. Общая протяженность перегонных тоннелей первой очереди составляет 21 километр.


15. Первый участок строится в тоннелях диаметром 5,1 м. Планируется, что на последующих участках будут сооружаться тоннели диаметром 14 м для поездов метро на нижнем ярусе и автомобилей на верхнем — с закупкой соответствующих ТПК.


16. Всего на строительстве работает 1700 человек, из них 1200 заняты на строительно-монтажных работах.


17. В районе станций диаметр тоннелей — 8 метров.


18.


«Жибек Жолы»
Cтроящаяся станция Алматинского метрополитена. Расположена на первой линии между станциями «Райымбек батыр» и «Алмалы» в районе пересечения улиц Панфилова и Гоголя. В проекте имела название «Достык».

19.


20. Название связано с Великим шёлковым путём (Жибек Жолы) который проходил через Южный Казахстан.


21. Станция оформлена в восточном стиле.


22. На торцевой стене выложена мозаика в виде идущего каравана верблюдов.


23. «Жибек Жолы» — станция метрополитена глубокого заложения.


24.


25.


26.


27. На первой очереди будет обращаться семь 4-вагонных поездов. Планируется, что интервал движения составит от 5 до 2,5 минут. Средняя скорость поездов — 40 км/час. Время проезда по линии первой очереди будет 12 минут.


28.


29. Руддвор в ответвлении между станциями «Жибек Жолы» и «Алмалы». Средняя глубина станций составляет 40 метров.


30.


31. Среднее расстояние между станциями — 1,27 км. К примеру, наименьшее среднее расстояние между станциями в Барселонском метро — 0,44 км.


«Алмалы»

32. Строящаяся станция Алматинского метрополитена, которая будет расположена на первой линии между станциями «Жибек Жолы» и «Абай».


33. Суровое Алматинское метро с Камазами, вместо поездов.


34. «Алмалы» — станция метрополитена глубокого заложения.


35.


36. На стенах станции изображены яблоки, так как Алма-Ата известна своими яблоками сорта Апорт, а на полу «постелены» красивые мраморные ковры.


37.


38. Едем дальше?


Ну а теперь снова видео с покатушек на Газели по перегонным тоннелям Алматинского метро. Следующая станция «Абай». Поехали!


Смотрите также репортажи из Алматинского метро в журналах russos и gelio


Продолжение в следующей серии...


Tags: алматы, видео, казахстан, метро, подземный репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →