Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Волчанск — самый маленький город России с трамвайным движением


Волчанский трамвай — основной вид транспорта, соединяющий южную и северную части города Волчанска (Свердловская область). Население города составляет около 10 тысяч жителей. Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 7—8 километров. // По материалам wikipedia.org


2. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.


3. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.


4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии — около 7—8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу.


5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.



6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.


Схема. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28—29 минут в сторону Лесной Волчанки и 23—24 минуты в сторону Волчанки. На линии работает один вагон. Выходы из депо (южный конечный пункт) осуществляются каждый час с 7:05 до 22:05. Отправление с кольца у автостанции (Лесная Волчанка) осуществляется каждый час с 7:35 до 22:35. Таким образом, вагон заходит в депо в последний раз в 23:05.


7. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.


8. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3). Последний прибыл в город в январе 2008 года. Таким образом, Волчанск полностью обновил свой подвижной состав и не испытывает проблем с недостачей вагонов.


9.


10. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети. В депо сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути. В качестве склада используется кузов вагона МТВ-82.


11. По 2009 год в депо находился снегоочиститель ГС-4 (предположительно, не имеющий бортового номера), однажды разворованный охотниками за цветным металлом. Волчанцы планировали восстановить машину, но планы реализованы не были: вагон в итоге был разобран. Чистка снега производится трактором.


12. Согласно местной легенде, Волчанск был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький город в мире, где есть своё трамвайное движение. Такую историю первоначально рассказали гостям города сами волчанцы, откуда она превратилась в популярную байку как в городе, так и за его пределами. В настоящее время многочисленные рассказы о городе и даже официальный сайт администрации города созданный уже в 2010 году ошибочно упоминают этот «факт».


Виртуальный тур по всему маршруту с двух синхронизированных видеокамер:



13. Исправляя эту ошибку, Глава города в 2008 году организовал сбор средств, руководитель муниципального трамвайного хозяйства города подготовил документы и 30 марта 2009 года Волчанск был занесён в книгу рекордов России, где официально подтверждено, что этот город — «самый маленький город с трамвайным движением».


14. Что касается Книги рекордов Гиннесса, то мысли подать заявку остались, однако нашёлся город в Германии — Бад-Шандау — с населением около 3 тысяч человек, где тоже есть свой трамвай. Маршрут трамвай там проходит через восемь поселений и не является по сути городским транспортом. Проведённый анализ ситуации говорит о том, что Волчанск является самым маленьким самым северным городом с трамвайным движением.


15. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск — Карпинск», дублируя при этом практически полностью трамвайный маршрут, а также легковые такси.


16. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая.


17. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.


18. Организационные изменения, вызвавшие финансовые трудности в 2010 году, поставили под сомнение будущее муниципального предприятия и, как следствие, трамвая в городе. Для эксплуатации трамвая необходимы большие финансовые вложения (на такие мероприятия, как ремонт трамвайного пути, контактной сети, подвижного состава, оплату электроэнергии и так далее).


19. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться.


20. Однако на 2011 год из областного бюджета были выделены небольшие средства на работу трамвая в Волчанске, но этот объем средств настолько мал, что едва удастся поддерживать трамвайное хозяйство в рабочем состоянии.


А также посмотрите фильм:



Выражаю огромную благодарность директору МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Сметанникову Александру Анатольевичу за помощь в подготовке материала.


Этот объект был посещен в рамках экспедиции «Город на полярном круге»

Другие достопримечательности Волчанска:
Волчанский угольный разрез

Ссылки (откроются в новом окне):
Подробный сайт о трамвае Волчанска
Волчанск на сайте «Городской электротранспорт
Tags: производственный репортаж, репортаж, россия, свердловская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →