Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Чем мы дышим в наземном транспорте Москвы


Продолжаю исследовать качество воздуха в общественном транспорте Москвы. В прошлый раз я изучил качество воздуха в метро и МЦК, а в этот раз провёл 5 часов в поездках на автобусах, троллейбусах и трамваях в центральных районах города. Выяснилось, что в отличие от метрополитена (где нет никаких проблем с вентиляцией на станциях, перегонах и в старых вагонах), в наземном транспорте принудительная приточная вентиляция отсутствовала всегда. А регулярное нахождение в замкнутых пространствах без притока свежего воздуха может способствовать развитию аллергических и астматических заболеваний.

Предлагаю ознакомиться с результатами измерений на графиках под катом. Поехали!


Как и в прошлый раз я использовал для измерений количества частиц пыли PM2.5 и концентрации углекислого газа CO2 логгер AirVisual Node. Показания снимались каждые 10 секунд и записывались в память. Т.к. дело происходило в зоне действия сигнала GPS, то у меня не было необходимости записывать свой маршрут в блокнот и я просто записал gps-трек перемещений на смартфон. Также я взял с собой второй измеритель — метку CleanSpace Tag, которая наиболее оправдана для применения на городских улицах. С её помощью я получил статистику по концентрации угарного газа на улицах города.

Начну с хороших новостей. Несмотря на наличие небольших автомобильных пробок, концентрация угарного газа в городе с точки зрения пассажира и пешехода находится на отличном уровне.


На левом графике видна статистика за день проведённый пешком и на общественном транспорте в городе. На центральном графике, для сравнения, картина которую видит автовладелец передвигающийся по трассе (который не стоит в пробках). А на правом графике можно видеть концентрацию углекислого газа на автомобильной подземной парковке торгового центра. Аналогичная концентрация угарного газа образуется и во время простаивания в городских пробках. Поэтому здесь всё просто — пока автомобили с бензиновыми двигателями (от дизельных двигателей выбросов угарного газа нет) находятся в движении выбросы от них минимальны, а во время пробок страдают все, и в первую очередь сами автовладельцы.


Теперь переходим к углекислому газу. Его источником являются все живые организмы и в первую очередь люди (ещё CO2 выделяется при сжигании углеводородов, но в условиях даже глухой автомобильной пробки это не критично). С одной стороны углекислый газ безвреден в небольших концентрациях, с другой — долговременное воздействие углекислого газа на организм сильно снижает качество жизни и увеличивает вероятность развития аллергических и астматических заболеваний. Во всём мире концентрация углекислого газа является маркером качества воздуха, которым мы дышим. В настоящий момент концентрация углекислого газа на свежем воздухе на планете составляет 400 ppm (частиц на миллион, 0,04%). Человек совершенно спокойно переносит концентрацию CO2 до 700 ppm. А вот уже при 1000 ppm появляются первые признаки отравления — сонливость, упадок сил, депрессия. При концентрации CO2 выше 2000 ppm симптомы усиливаются и переходят в хроническую фазу — головная боль, недомогание.

Измерения концентрации CO2 в наземном городском транспорте показали, что в пассажирском транспорте принудительная вентиляция отсутствовала всегда и вся надежда была исключительно на форточки и люки. Это разительно отличается от картины CO2 в метро, где в старом подвижном составе существует превосходная вентиляция вагонов через воздухозаборники на крыше. Причём получилось так, что душно как и в старых трамваях Tatra, так и в новых городских автобусах Mercedes и ЛиАЗ.

Вот график моих перемещений за день. Также на нём видно когда я заходил в кафе (без вентиляции) и продуктовый магазин (с вентиляцией). Отсутствие приточной вентиляции в кафе меня честно говоря удивило, а вот с магазином никаких сюрпризов — это так называемый «премиальный» супермаркет и было бы удивительно, если там не задумывались о микроклимате (ведь в комфортном микроклимате покупатель сделает больше покупок и обязательно вернётся снова).


График в полном размере можно скачать здесь.

С пылью ситуация на улицах города гораздо лучше, чем в метро. Обратите внимание на резкий скачок пыли, когда я зашёл всего лишь в вестибюль станции метро. В наземном транспорте понятное дело пыли не будет т.к. в них поступает мало свежего воздуха (только через двери на остановках). На улицах города тоже всё отлично — можно смело отправляться на прогулку.


График в полном размере можно скачать здесь.

А теперь подробные комментарии по всему маршруту. Во всех автобусах, троллебусах и трамваях были закрыты окна. Замеры проводились в будни, не в час пик.

Начинаем с 28 троллейбуса от м. Университет. Вообще троллейбусы оказались достаточно «дырявыми», у них очень плохие дверные уплотнители и от дверей тянет холодом. Однако это не помогает поддерживать концентрацию углекислого газа в салоне менее 1000 ppm (я уж не говорю о комфортных 700 ppm). После поездки в таких условиях чувствуешь себя как выжатый лимон. О каком комфорте может идти речь?


Пересаживаемся на автобус А. Пока салон пустой всё было очень даже неплохо, но потом пассажиров стало больше и снова стало душно.


Выходим на Тверской и пересаживаемся на автобус м1, это не какой-либо ЛиАЗ, а самый настоящий Mercedes. Я уверен, что в нём должна быть принудительная приточная вентиляция, но она просто отключена. Итог — душно и некомфортно. Из интересных особенностей, на форточках автобусов Mercedes нет надписи о том, что их нельзя открывать при работе кондиционера (это важно).


Около Белорусской нас ожидает новейший низкопольный трамвай идущий по маршруту номер 9. Сначала он долго стоит на конечной остановке и хорошо проветривается. И пассажиров в нём мало.


Под пассажирскими креслами стоят электрические тепловентиляторы, как на старых Татрах. На крыше точно есть климатическая установка, но неизвестно может ли она подавать свежий воздух извне. Вообще на городском электротранспорте в Европе давно используют тепловые насосы с рекуперацией и подачей свежего воздуха. Интересно, на этом трамвае есть такая система или может ей просто не умеют пользоваться?


Около метро Менделеевская пересадка на автобус т47. Ого, как-то душновато! Измеритель нас не обманывает, впервые за этот день концентрация углекислого газа превысила 2000 ppm. В салоне много пассажиров, но это же не повод заставлять их страдать?


На Садовом кольце переживаюсь на автобус Б. Между делом отмечу результаты благоустройства и реконструкции центра — это невероятно круто. Работы ещё много, уверен что неоднократно будут переделывать. Но теперь в центре приятно гулять и совершенно не нужен личный автомобиль.


Это снова Mercedes и в нём слегка душно («всего-то» 1200 ppm). Правда вот тут возникает интересный момент. Власти города активно агитируют горожан отказываться от личных автомобилей, однако в легковых автомобилях проблем с вентиляцией нет от слова совсем (кондиционер и отопитель в салоне легкового автомобиля охлаждает или нагревает исключительно СВЕЖИЙ уличный воздух).


Департамент транспорта города, если вы хотите, чтобы люди активнее пересаживались на общественный транспорт — сделайте в подвижном составе качественную принудительную вентиляцию!

Автобус т25 на Покровке. Народу почти никого (хотя автобус на этом маршруте весьма удобен), если стоять рядом с дверями (чтобы на остановках в салон задувал свежий воздух), то ехать можно.


Добрался до центрального транспортного хаба города на Китай-Городе. Очень круто! Здесь ещё и дороги заузили, оставив для автомобилей всего лишь одну полосу (а вторая выделенная для маршрутного транспорта). Удивительно, что автомобилисты ещё не взбунтовались, но город всё делает абсолютно правильно.


Сел на 144 автобус, это скоростной экспресс, любимый жителями Ленинского проспекта. Именно по Ленинскому проспекту он передвигается очень быстро и эффективно. Ни в центре, ни в Теплом стане он не эффективен. В пустом салоне с воздухом всё в порядке, но когда на м. Октябрьская зашли пассажиры — моментально стало душно. Обратите внимание на вот эти крышные кондиционеры Konvekta. Через решетку по центру они забирают воздух и подают его охлаждённым через узкие сопла вдоль боковых стекол. Изучив модельный ряд этих кондиционеров можно сделать вывод, что они могут работать исключительно на рециркуляции, без забора свежего уличного воздуха.


Поэтому крайне удивительной выглядит вот эта надпись на открывающихся форточках. Нет и ещё раз нет! Если кондиционер работает в режиме рециркуляции окна можно и нужно открывать. Иначе пассажирам придётся дышать микроорганизмами друг друга (ни к чему хорошему это не приведёт, а при ослабленном иммунитете будет причиной заболевания). Окна нельзя открывать только если работает приточная вентиляция, которая не имеет никакого отношения к кондиционеру.


Одна из серьёзных проблем заключается в том, что эти форточки закрыты на замки. Обычно это треугольник или квадрат, но и здесь есть решение — на Алиэкспресс можно купить вот такой универсальный ключ всего за 150 рублей. Правда и это не поможет, т.к. вас моментально отругают другие пассажиры т.к. им «дует». Окей, лучше ездить в духоте.


Далее я вышел на площади Гагарина и пешком дошёл до остановки 39 трамвая на улице Вавилова. Подъехала старая Татра покрашенная в фирменный цвет московского транспорта. Эти симпатичные трамваи хороши лишь только если смотреть на них со стороны. В эксплуатации они ужасны, особенно приходится страдать пожилым людям т.к. у них очень высокие ступени в салон. Но и это не всё.


Именно этот трамвай получает премию в номинации «самый душный вагон». Концентрация СО2 внутри превысила отметку в 2500 ppm. Ещё в этих трамваях очень жарко, но никто из пассажиров не откроет форточку или люк. Да и как их откроешь, если будет сквозняк.


Далее меня ждал пустой автобус м1 на Ленинском проспекте. Меньше народу — больше кислороду. На самом деле душно не из-за недостатка кислорода, а из-за избытка углекислого газа.


И автобус номер 244 на улице Марии Ульяновой. После него троллейбус 34 только вышедший из депо — пока нет пассажиров со свежим воздухом в транспорте всё в порядке.


Что в итоге?

Наземный транспорт это несомненно очень удобный способ для перемещения по городу, но у него есть серьёзные проблемы с вентиляцией. И это не зависит от маршрута или типа транспорта. Если в салоне много пассажиров, то будет одинаково душно и в троллейбусе и трамвае и в автобусе. Я нашел любопытный ГОСТ Р 50993-96, согласно которому:

5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:
- не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);
- не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.


При этом, как мы помним, если на улице концентрация углекислого газа составляет 400 ppm, то для комфортного пребывания в замкнутом помещении одного человека, не занимающегося физической работой требуется подавать 30 м3 свежего воздуха в час. А этот ГОСТ предполагает подавать в пассажирский салон в 5 раз меньше воздуха, чем надо. Хотя на практике не подаётся ни 7, ни уж тем более 30 м3 свежего воздуха в час.

На текущий момент получается, что лучше избегать поездок на общественном транспорте в час пик, если вы заботитесь о своём здоровье. Лучше пройти пешком, поехать на велосипеде или электросамокате. Если уж ситуация безвыходная и ехать на наземном транспорте нужно, то стойте как можно ближе к дверям.

А департаменту транспорта города Москвы нужно сделать принудительную приточную вентиляцию в пассажирских салонах наземного транспорта исходя из нормативов в 30 м3/час на одного пассажира. Производительность приточной вентиляции должна автоматически регулироваться исходя из количества пассажиров в салоне (отслеживается по датчику СО2). И пожалуйста не забывайте, что кондиционер лишь охлаждает воздух, но не делает его свежим.

Только обеспечив комфортный микроклимат в салоне можно говорить о пересаживании автомобилистов на общественный транспорт. Иначе все так и будут ездить на личных автомобилях т.к. в них нет проблем с вентиляцией.


На очереди измерения качества воздуха в пригородных электричках.

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!


Литература для самостоятельного изучения:
Сколько воздуха нужно человеку для комфорта?
К вопросу о нормировании воздухообмена по содержанию СО2 в наружном и внутреннем воздухе
Качество внутреннего воздуха в зданиях, построенных в холодном климате




Добавляйте мой блог в друзья, чтобы не пропустить новые статьи!


Tags: автобус, автомобиль, вентиляция, здоровье, метро, микроклимат, москва, общественный транспорт, пыль, трамвай, троллейбус, углекислый газ, экология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestfly_dream

October 12 2017, 13:14:01 UTC 1 month ago

  • New comment
Интересно, кстати, что касаемо ЖД транспорта есть целые "сан-нормы" касаемо воздуха. Документ, САНПиН так называемый, утверждённый Онищенко. Вот выдержки:

- Система приточно-вытяжной вентиляции (в режиме подогрева и охлаждения) должна обеспечивать подачу наружного воздуха на 1 человека в кабину управления не менее 30 м3/ч, в салоны вагонов не менее 20 м3/ч.

- Общее количество наружного воздуха, подаваемого в салон вагона, должно рассчитываться исходя из номинальной пассажиронаселенности, установленной технической документацией на конкретный МВПС.

- общее микробное число (ОМЧ) не должно превышать 2,0 x 10 КОЕ /м3;

- соотношение гемолитической кокковой флоры к ОМЧ должно быть не выше 3%;

- отсутствие в пробах воздуха патогенного стафилококка (S.aureus), бактерий группы кишечных палочек (БГКП) и других патогенных микроорганизмов (возбудителей туберкулеза, легионеллеза, вирусов (Influeza virus), грибов.

- В помещениях МВПС должно обеспечиваться поддержание избыточного давления (подпора) воздуха по отношению к атмосферному:

- для МВПС с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па для кабин и 20 Па для салонов;

- В пассажирских салонах дизель- и электропоездов пригородного сообщения температура воздуха в зимнее и переходное (весна-осень) время года должна быть в пределах +11 - 15 град. С (по ходу поезда при закрытых дверях и окнах). (измеренная на высоте 1500 мм от пола в центре салона).

- Принудительная вентиляция во время рейса при наличии пассажиров должна работать постоянно. Выключение вентиляции, отопления, освещения для целей экономии электроэнергии запрещается.

-------------------------

Наверняка есть что-то такое для ТАТ, и Метрополитена...
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →