Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Categories:

Что такое эндуро велосипед на примере Merida One-Sixty 800


Горный велосипед занимает особое место в моей жизни уже целых 20 лет. В сентябре 1999 года началась моя история маунтинбайка: сначала это была Мерида, Азоник, Атом, Кона и... после достаточно большого перерыва связанного со строительством загородного дома — в этом сезоне я снова катаю на Мериде.

Самое интересное, что я пропустил кардинальные изменения, которые произошли в велосипедной индустрии за последние несколько лет. Поменялось абсолютно всё. И если раньше под каждый стиль катания был свой велосипед, то сейчас технологии позволили создать универсальный велосипед. Погнали!


Нашёл немного фотографий моей молодости. Это самое начало 2000-х, маунтинбайк только только начал разделяться на отдельные стили катания, а мы катались на том, что имели и могли себе позволить. Основная проблема была в том, что велосипед получался либо лёгкий и на нём можно было ездить далеко и заезжать в подъёмы, либо прочный и пригодный для скоростных спусков и прыжков. Поэтому кросс-кантри на выносливость ездили на лёгких хардтейлах преимущественно по ровным грунтовым тропинкам, а даунхилл с отвесными съезжалками по камням и дропами ездили на тяжёлых двухподвесах.


Развитие технологий привело к тому, что стало возможным объединить кросс-кантри и даунхилл. Таким образом появились направления: трейл, оллмаунтин и эндуро. Фактически это совмещение экстремального катания с заездами на выносливость. Кона Кадабра 2011 модельного года является представителем класса оллмаунтин — некоторым прообразом универсального велосипеда на все случаи жизни.

На первый взгляд с Коной всё хорошо: двухподвес с ходами 150 мм и независимой многорычажной подвеской с фирменной технологией Magic Link, 30-скоростная трансмиссия (3х10), вес велосипеда всего 14,2 килограмма. Для катания по трейлам подойдёт, но ехать даунхилл на таком велосипеде не самое лучшее решение. В конце 2018 года я оказался на Кадабре в горах и понял, что у меня ноль шансов догнать тех, кто едет вниз на эндуро или дх велосипеде. Подвеска не успевает отрабатывать неровности, шины не обеспечивают сцепления с грунтом а любой острый камень может их порезать, цепь постоянно слетает.


Самое интересное, что наибольший технологический прорыв в велосипедной индустрии произошёл за последние несколько лет, которые я как раз и пропустил. Этот велосипедный сезон я начал на новой Merida One-Sixty 800.


Что поменялось? Практически всё!


В первую очередь полностью изменилась геометрия — максимально «заваленная» рулевая, длинная база, короткие перья, кинематика подвески (кстати, линк амортизатора карбоновый, а алюминиевая рама имеет трёхслойный баттинг). Во-вторых, это очень широкий руль — 780 мм, меньше просто нет смысла. Колёса 27,5" с бескамерными шинами. Трансмиссия narrow wide c зубьями (32 шт) разной ширины, которая позволила отказаться от сложных успокоителей цепи. Сзади — 12 звёзд с безумным диапазоном (10-50 зубьев), можно не только быстро ехать вниз, но и закручивать в крутые подъёмы. В этом также поможет подседельный штырь-дроппер, позволяющий опустить седло на крутых спусках и оперативно поднять его вверх для вкручивания в гору. В общем поменялось абсолютно всё. На этом велосипеде можно комфортно рубануть по DH-трассе, а затем ехать гонку кросс-кантри.


Кареточный узел со сквозной осью и звездой narrow wide — зубья имеют не только переменную ширину, но и специальные насечки для удержания цепи при тряске (выглядит так, как будто зубья уже изношены — но это так и задумано). Верхняя часть успокоителя MRP установлена скорее для дополнительной страховки.


При этом задняя кассета имеет 12 (!) звёзд и фактический диапазон эквивалентный трансмиссии 2х11. Да, в крайних положениях будет досточно сильный перекос цепи, но форма зубьев учитывает данный момент.


Маунтинбайк начинался с 26-дюймовых колёс, хотя даунхилл в начале века ездили даже на 24-х. Возникла очевидная проблема — недостаточная площадь контакта с грунтом и следовательно ухудшение управляемости. Колёса эволюционировали до 27,5 дюймов, а трендом настоящего времени являются колёса с размерностью 29 дюймов. Пока к 29 колёсам относятся скептически, хотя когда-то такое же отношение было и к 27,5-дюймовым. Но в настоящий момент всем очевидно, что минимум это 27,5 дюймов и никак иначе. Про 26" просто забудьте. То, какой прирост скорости получили райдеры от колёс большей размерности показывает, что это реально работает. А ещё велосипедные шины стали делать из многослойного компаунда и перестали использовать камеры. Боковины имеют армирование от порезов на камнях, а верхний слой протектора изготавливается из более мягкой резины для лучшего сцепления с грунтом (обычно такая шина ставится спереди для лучшей управляемости). Бескамерные шины дают очень серьёзные преимущества — в первую очередь это возможность кардинально увеличить сцепление путём снижения давления (до 1 атм, например). С камерами данный фокус не пройдёт т.к. её провернёт внутри шины. А специальный жидкий герметик находящийся в шине позволяет быстро герметизировать проколы.


По тормозной системе кардинальных изменений нет. Существует два варианта гидравлических систем: на минеральном масле и на тормозной жидкости. Спорить что лучше бессмысленно, лично мой выбор — гидравлика на тормозной жидкости DOT. Тормоза Sram Code R четырёхпоршневые, спереди тормозной диск 203 мм, сзади 180 мм.


Много лет инженеры всех производителей изобретали заднюю подвеску для велосипедов и в конце концов пришли к тому, что самое лучшее решение это многорычажка с перевёрнутым коромыслом. Задний амортизатор здесь RockShox Super Deluxe RCT с отдельным расширительным бачком, который обеспечивает достаточную энергоёмкость даже при самых экстремальных нагрузках. Ход задней подвески — 165 мм. Спереди вилка Rock Shox Yari с ходом 170 мм. Современные велосипедные амортизаторы одновременно выполняют почти противоположные функции: они полностью сглаживают неровности покрытия передающиеся на раму и при этом не раскачиваются во время педалирования.


Ширина руля продолжает увеличиваться. А начиналось всё с прямых рулей шириной 580 мм. В начале нулевых для экстремальных дисциплин были рули 680-700 мм. Теперь же в эндуро ширина руля минимум 780 мм. Это даёт фантастическую устойчивость, руль также становится дополнительным демпфером, но первое время я постоянно цеплял рулём за деревья на техничных съезжалках.


Главное эволюционное достижение в маунтинбайке это гидравлический подседельный штырь: дроппер. Устройство, которое полностью изменило катание. Слева на руле устанавливается кнопка позволяющая поднять подседельный штырь в верхнее положение. Теперь можно комфортно крутить в любой, даже самый крутой подъём (не забываем про передаточные числа в новой 12-скоростной трансмиссии). Кстати, заодно зацените что все тросы и гидролинии проложены скрытым способом внутри рамы.


Осилили подъём, впереди спуск? Нажимаем кнопку и опускаем седло в нижнее положение. Всё, теперь можно съезжать по самым отвесным склонам. Ход дроппера — 150 мм, фактически у него есть три положения: спуск (нижнее), трейл (среднее) и апхилл (верхнее). Больше не нужно останавливаться чтобы поднять или опустить седло — все делается прямо на ходу без остановки.


И самое главное в эндуро велосипеде — вес. Велосипед с рамой в ростовке L в сборе с педалями весит 15 килограмм. И при этом, на минуточку, у велосипеда ход подвески 165 мм сзади и 170 мм спереди.


Маунтинбайк в этом году открылся для меня совершенно в другом качестве. К тому же 3 года назад я похудел на 22 кг и привёл себя в форму и теперь могу не только ехать вниз, но и крутить вверх. Подвеска имеет просто фантастическую энергоёмкость, первое время было очень непривычно — готовишься к тряске на каменном спуске, а проезжаешь как по ровному. Дроп или трамплин? Приземление получается настолько мягким, что его даже не замечаешь. Чтобы заметить разницу достаточно пересесть на велосипед прошлого поколения.


Самое главное то, что велосипед уже с завода сбалансирован по всем комплектующим. Не нужно ничего улучшать, достаточно только установить педали. Кстати, в последнее время популярны очень тонкие педали, которые дают некоторое преимущество по сравнению с платформами стандартной толщины. А ещё я отказался от контактных педалей т.к. у плоских педалей и обуви со специальной подошвой гораздо больше преимуществ.


Почему Мерида? Это лучшее соотношение цены и характеристик. Велосипед стоил всего 150 тысяч рублей. Почему стоил? А потому, что их раскупили ещё в начале сезона.


Следующая ступень эволюции маунтинбайка — «электрички». Это эндуро велосипеды с электродвигателем в кареточном узле и аккумуляторной батареей на нижней трубе рамы. Велосипеды, которые открывают возможность катать в горах там, где раньше это было в принципе невозможно из-за отсутствия дорог для трансфера. Многие ошибочно думают, что электровелосипед это для лентяев, но на самом деле на нём можно укататься и устать ещё сильнее, чем на обычном. Пока меня смущает масса электро эндуро (в среднем это дополнительные 7 килограмм веса) и это было единственными останавливающим фактором от покупки «электрички» в этом году. Возможно куплю электро эндуро на следующий год как второй велосипед.


Итого, эндуро это универсальный велосипед позволяющий эффективно ехать как в экстремальных дисциплинах, так и в заездах на большие дистанции на выносливость. Не нужно держать парк велосипедов под каждую дисциплину, достаточно всего одного эндуро велосипеда на котором можно поехать и в велопоход с «лосями» и в горы на соревнования по даунхиллу.

Кстати, в России сейчас появилось множество трейлов для катания как в лесных массивах так и в горных регионах. Есть даже прокат эндуро и дх велосипедов и, самое главное, — обучающие горные лагеря где можно быстро и эффективно научиться кататься под присмотром инструкторов. Кстати, это лучший вариант попробовать новый вид экстремального спорта. А если понравится и затянет то покупать уже свой собственный велосипед.


Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!

И не забудьте подписаться на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи!

Tags: велосипед, делюсь опытом, катание, маунтинбайк, экстремальный спорт, эндуро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →