Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Калининградская область. Балтийск.


Морской флот. Самая западная точка РФ. Часть 3 (из 3).


Продолжаем публикацию фотографий. Я намеренно избегаю выкладывать default фотографии города.

Юго-западная оконечность Земландского полуострова на протяжении столетий постоянно испытывала на себе борьбу двух стихий: воды и ветра. В результате сложных взаимоотношений между морскими тече ниями и течениями рек Вислы и Преголя образовалась песчаная коса и залив. Выходы из залива в море не были постоянными и менялись.
В конце XIII и начале XIV веков в районе, где песчаная коса посте пенно переходит в Земландский полуостров, образовалось несколько небольших поселений, которые потом, объединившись, дали название городу Пиллау. Само название восходит к балтийским языкам, где корень «пил» обозначает «крепость» со вторым значением «насыпь», то есть — «крепостной вал».
Из группы селений самое широкое упоминание мы находим о деревне «Вограмм», расположенной на берегу залива. Это упоминание отно сится еще к середине XIII века в связи с разделом здешних земных уго дий между администрацией Тевтонского ордена и службами епископа Земланда.
Около 1430 года в летописи упомянута другая деревня — Пилль, находившаяся южнее Вограмма возле горы Порунтбуде, где находилась когда-то старая прусская крепость.
Прошло более столетия, когда появилось название небольшого полуострова Хакен, находившегося южнее деревень. К этому времени в ре зультате сильного шторма здесь образовался новый пролив. В 1543 году на полуострове Хакен был построен первый блокгауз, положивший на чало крепости Пиллау.
Но самое главное событие развернулось в Пиллау во время Шведс ко-польской войны (1617— 1629 гг.), в которую оказалась втянутой Пруссия, бывшая тогда Польским вассалом. Хотя в предверии возможных военных акций шведов прусское правительство распорядилось приступить к строительству современных укреплений — затея практи чески не была осуществлена. В 1626 году шведская эскадра под руко водством короля Густава Адольфа высадила десант и без боя овладела крепостными сооружениями. Однако шведский король, намериваясь создать плацдарм для нападения на Польшу, повелел построить в Пиллау новые укрепления. Он неоднократно посещал Пиллау, лично на блюдал за ходом работ.
Окончание войны, заключение мира и изменение политической ситуации вынудило шведов оставить Пиллау.
Но шведский урок не пропал даром. Последующие правители Пруссии стали обращать более пристальное внимание на Пиллау, угадывая в нем важный стратегический пункт. Особенное старание проявил при этом великий курфюрст Фридрих Вильгельм (1640—1688 гг.). Он уделял большое внимание строительству гавани и организации морского фло та. К концу правления Фридриха Вильгельма крепость Пиллау на полу острове Хакен представляла собой прекрасное сооружение того времени, имевшее военное и торговое значение. Не зря, видимо, в 1697 году Пиллау посетил русский царь Петр I в составе «Великого Посольства», путешествия по Европе.
В 1725 году поселок возле крепости на полуострове Хакен получает статус города Пиллау.
В 1757 году в ходе семилетней войны русский флот блокировал Пиллау.
12 января 1758 году, на другой день после взятия Кенигсберга, в Пиллау был отправлен отряд майора Виганша (в последствии одного из комендантов крепости) с волонтиром князем Николаем Репниным. Крепость была оставлена под противником в полной сохранности.
В период русского присутствия продолжалась работа по обновлению гавани, определенной как место базирования Балтийского флота. В частности, была построена новая «Русская дамба», сохранившаяся до сих пор.
В 1807 году французы подошли вплотную к Пиллау. Артиллерия обстреляла крепость. Крепость выстояла до Тильзитского мира. Француз ские войска вошли в Пиллау 30 мая 1812 года, а 26 января 1813 года к Пиллау подошли русские войска под командованием генерал-майора Сиварса.
Французский комендант сдал крепость без боя, хотя гарнизон составлял более 2 тысяч человек, на крепостных стенах находилось 134 пушки.
В XIX веке Пиллау сохранил определенное значение как гавань. Этому способствовала постройка в 1856 году железной дороги Пиллау-Кенигсберг. В 1902 году было завершено строительство судоходного канала. В результате морские суда могли проходить в Кенигсберг, минуя порт Пиллау. Это обстоятельство отрицательно сказалось на экономическом развитии города. Несмотря на то, что в 1902 году с Пиллау объединились селения Старый Пиллау и Вограмм, а позднее территория крепости, необходимо было найти пути для развития города. Выход был найден в создании туристских баз для отдыха.
I мировая война задержала мирное развитие Пиллау. В 1921 году Пиллау был объявлен базой Германского флота. Это дало новое направление в развитии города. В 1936 году город получил официальное назва ние «Морской город Пиллау». Его население приблизилось к 10000 че ловек, а гарнизон достиг 24000. В третий раз своей истории Пиллау был занят российскими войсками 26 апреля 1945 года.
27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в город Балтийск с включением в состав Калининградской области.
В 1952 году основана военно-морская база Балтийского флота. 15 августа 1994 года образован Балтийский городской округ. В его состав вошли города Балтийск, Приморск и часть территории Зеленоградского района.



Фото 1. Кёнигсберг. Специально для heliosis, в ее коллекцию фонтанов-одуванчиков.


Фото 2. Кёнигсберг. Южный вокзал.


Фото 3. Кёнигсберг. Узкоколейные трамваи.


Фото 4. Кёнигсберг. Паровоз в музее.


Фото 5. Воины Вермахта. Здесь абсолютно все дороги между городами такие. Деревья своими кронами закрывают дорогу с воздуха, заодно удерживают корнями асфальт от расползания. Обочина отсутствует, достаточно большое количество аварий случается на таких дорогах.


Фото 6. Балтийск. Главная достопримечательность города, Ленин, приветствующий гостей и недвусмысленно указывающий на вокзал, мол "уйобывайте, туда, откуда приехали".


Фото 7. Флот.


Фото 8. Ремонтные доки.


Фото 9. Паром, фактически единственная связь с балтийской косой.


Фото 10. Слева порт.


Фото 11. Наследие фортов.


Фото 12. Слева вдалеке - самый западный край РФ.


Панорама 1. Панорама с вышки. Нажмите для увеличения.


Фото 13. Памятник Елизавете Петровне.


Фото 14. Море.


Фото 15. Брызги.


Фото 16. На самом краю.


Фото 17. Вышка-маяк.


Фото 18. Прибыл груз.


Фото 19. Обратно предстоял путь на дизельном поезде.


Фото 20. Реальный олдскул. Вибрации от дизеля очень сильно напрягают, и вообще он очень медленно ездит.


Фото 21. Ночной Кёнигбсерг.

Как оказалось, трех частей мало для всех фотографий, хоть и пытался я их тематически объединить. Завтра будет бонус - авиасъемка из самолета.

Часть 1: Светлогорск
Часть 2: Музей подводная лодка

Отчет от ghost82 - здесь

ru_skyexpress - Здесь небольшой хелп о том, как попасть в Калининградскую область за 1000 рублей на самолете.
Tags: калининградская область, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments