Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Categories:

GPS Навигация


О том, каким навигационным оборудованием мы пользуемся. Mac OS Friendly


Первое мое знакомство с GPS-навигацией началось в 2004 году когда я приобрел первый КПК с внешним проводным GPS. Установив OziExplorer CE мы с радостью отправились на поиски геокешерских тайников... Чуть позже КПК я продал за бесперспективностью данного устройства, приобрел ноутбук, мобильные телефоны значительно повысили свой функционал. Рассмотрим навигационное оборудование для путешествий.


Железо
Ноутбук Apple iBook 12" 1,33 GHz: уже снятый с производства, но зато самый компактный из всех современных Apple ноутбуков. Размер сопоставим с листом бумаги формата А4. Способен реально работать 5 часов на заряженном аккумуляторе. В автомобиле подключается через инвертор 220V для подзарядки.

Bluetooth GPS GlobalSat BT-359: Беспроводной GPS на чипсете SiRFstar III, время автономной работы 10-12 часов, в наличии зарядка от прикуривателя.

Мобильный телефон SonyEricsson K770i: Стандартный java-телефон. Поддерживается многозадачность запущенных приложений. В режиме навигации хватает на 9 часов работы (подсветка экрана работает 50% времени).

Программное обеспечение (ноутбук)
Как всем известно, основной Windows и Windows Mobile программой для навигации является OziExplorer. Программа очень неудобна в использовании, но поскольку почти все существующие карты уже сделаны с привязкой местности в форме ozf выбирать не приходится. Для Mac OS существует программа MacGPS Pro, которая теоретически может конвертировать подготовленные карты формата ozf, но делает это очень криво и неудобно.

Обоим программам для работы нужны карты. Наиболее популярны так называемые Генштабовские карты, которые есть у каждого второго, но официально они до сих пор не рассекречены. Основная проблема этих карт - несоответствие реальности. Все они отражают реальность по состоянию приблизительно на 1980 год. Не удивляйтесь если вы не найдете нарисованную дорогу в реальности. С такими же проблемами можно столкнутся при использовании навигаторов Garmin и др.

Самым простым решением оказалось использование сервиса Google Maps. Даже при отсутствии покрытия местности в высоком разрешении тропы и дороги все равно различимы. А при наличии снимков высокого разрешения вы сможете идеально точно идентифицировать свое положение на местности и проложить путь к цели. А самое главное - лес, вода и прочие препятствия будут настоящими и на своих местах, а не теми которые в спешке перерисовывал с бумажных атласов составитель карт. Платная версия программы Google Earth имеет встроенную возможность работы с GPS, но для бесплатной версии доступно интересное решение.

Все что нужно, это загрузить в Google Earth KML-файл с обновляемой (ежесекундно) информацией о текущем местоположении. Для Mac OS это решается с помощью программы gps2geX. Теперь вы получаете навигацию в реальном времени по спутниковой карте местности. Второй вопрос - обеспечение автономной работы без интернета. С этим все достаточно просто, кэш бесплатной версии Google Earth составяет 2 Гб. Этого более чем достаточно, даже для пробега в 10 тыс. км. Все что требуется, это перед поездкой "отсмотреть" предполагаемую зону поездки на близком к максимальному увеличению. Координаты целей можно сохранить отдельным kml-файлом.

Данный метод идеален для серьезного штурма бездорожья и поиска путей проезда. Ноутбуком для навигации мы пользуемся редко, ввиду неудобства размещения его в машине и невозможности переносить собой в рабочем положении.


Программное обеспечение (мобильный телефон)
Пару лет назад для java мобильных телефонов появилась замечательная программа MapNav. Гениальная простота и универсальность. Поддерживает загрузку отдельно векторных и растровых карт не только с Google Maps, но также с Virtual Earth и другими. Для загрузки используется GPRS-соединение. Несмотря на возможную дороговизну загрузки карт онлайн, в среднем за день у меня не получалось загрузить карт более чем на 2 Мб (менее 20 руб.). При желании можно заранее загрузить требуемые карты областей, которых достаточно представлено на форуме программы.

Координаты целей я подготавливаю в Google Earth, экспортирую в KML-файл и затем конвертирую его с помощью программы Kml2Gpx и загружаю в MapNav.

Это основная связка для навигации. В машине телефон закреплен на держателе-присоске к лобовому стеклу наверху слева от зеркала заднего вида (лично мне неудобно когда расположенный по центру стекла телефон закрывает обзор на передний правый угол автомобиля, а закрепив прибор слева его не будет видеть штурман). GPS приемник размещается где-то посередине приборной панели. При пешем использовании - gps кладется в карман, телефон берется в руки.

Оказавшись в незнакомом городе можно без проблем определить свое местоположение загрузив векторную карту города (при ее наличии). А т.к. MapNav имеет приятное дополнение в виде прямой загрузки объектов с wikimapia.org, то найти кафе/магазин/автозаправку обычно не составляет труда.

Более перспективным развитием данного варианта навигации является использование телефона со встроенным gps-приемником. Учитывая примерно равное (80 mAh) потребление телефона на bluetooth связь с gps и непосредственное потребление тока встроенным gps, вариант встроенного в телефон gps более предпочтителен, но не является бюджетным.


Использовать для навигации вне дорог так распространенные сейчас автомобильные навигаторы я считаю неправильно. Несмотря на постоянное улучшение покрытия карт их среда обитания это крупные мегаполисы, а не проселочные лесные дороги.

Подготовка маршрута в Google Earth
На стадии планирования маршрута удобно подгрузить для просмотра объекты из базы сайта Wikimapia.org:
http://wikimapia.org/ge.kml

Помимо этого рекомендую использовать визуальное отображение наиболее популярных фотографий с сайта Panoramio.com:
http://www.panoramio.com/kml

Все интересующие места я отмечаю маркерами с краткой аннотацией. Если объект располагается вдали от асфальтовых дорог, то ставлю дополнительную метку предположительного съезда с асфальта.

Навигация на мобильном телефоне
Наиболее важным и нужным в путешествиях является возможность записи трека поездки для последующего анализа и привязки фотографий. MapNav имеет особенность, что по умолчанию включена функция автоматического старта записи трека и максимум записываются только последние 300 точек. Чтобы этого избежать нужно отключить функцию автоматического старта записи трека, и включать запись трека вручную в начале каждой поездки.

Особое внимания заслуживает функция NetRadar, которая позволяет при наличии интернета двум и более экипажам видеть взаимное месторасположение в пространстве в реальном времени. Идеально при штурме труднодоступных объектов с разных сторон, в дополнение к связи по рации. Вторым вариантом использования этой функции является участие в различных соревнованиях по ориентированию.

Для быстрой навигации и экономии траффика в крупных незнакомых городах рекомендую использовать карту Google Maps Streets, на малоизвестных дорогах между деревнями Virtual Earth Maps. В целом же, отрисованным картам нужно доверять с осторожностью, и при возможности сверять с наложением спутниковых снимков.

Помимо этого, для оперативного доступа в интернет я пользуюсь установленной Opera Mini

И для просмотра пробок Яндекс.Карты 2.0, которые к сожалению не отличаются стабильностью работы (теряется связь) и не имеют возможности использовать заранее сохраненные карты. Рекомендую устанавливать напрямую с мобильного телефона, тогда приложение получит сертификат безопасности и можно будет отключить подтверждение запроса на использование интернете при каждом запуске программы.

Обработка треков поездок
Обычно из путешествий привозится огромное количество интересных фотографий. Если путешествие было долгим, то запомнить где был снят тот или иной кадр - достаточно трудно. Необходимо сделать привязку полученных фотографий к местности, данный процесс называется geotagging. Для Mac OS существует замечательная программа GPSPhotoLinker, которая позволяет автоматизировать этот процесс. Все что требуется, это синхронизировать часы в фотоаппарате и на компьютере где будет производится обработка. В результате вы получаете записанные в EXIF данные каждой фотографии (поддерживаются даже RAW-файлы) координаты где она была сделана. Очень удобно для последующей загрузки на сервисы типа Flickr.com и Panoramio.com.

Еще трек с поездки можно загрузить на онлайн сервис GPSVisualizer для визуализации данных. Наиболее интересен для визуализации такой параметр, как изменение скорости движения на маршруте.

Можно загрузить трек своего путешествия в каталог треков GPS LIB

Кстати, сервис maps.google.com тоже поддерживает визуализацию треков в формате kml. Все, что необходимо это выложить в интернет файл трека, и указать путь к треку в строке поиска.


Еще не забывайте про обычные бумажные атласы, при движении по федеральным трассам их вполне хватает. К тому же они стоят существенно дешевле и не требуют энергии для работы.

А каким GPS оборудованием пользуетесь вы?

[ КАТАЛОГ ПУТЕШЕСТВИЙ ]
Tags: делюсь опытом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →