Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Выше только звезды. Костромская область

Самая высокая недействующая телевышка высотой 350 метров.

Выпавший снег снова растял, не оставив никаких намеков о том, что по календарю уже должна быть зима. Ранним субботним утром мы выехали из Москвы по направлению на север. Наш путь лежал в Костромскую область. Я думаю многим из вас знакомо название населенного пункта Чухлома, именно здесь среди болот и лесов в нежилых деревнях существует два огромных лесных терема. Здесь в области вообще огромное количество остатков от поселений. Количество заброшенных церквей на единицу площади по области превышает все разумные пределы. У нас никак не получалось представить, что здесь жили люди. Много людей. Всем известная заброшенная церковь в Мещере просто не впечатляет.

У нас было всего два автомобиля: Мазда3 (мы с женой) и Тойота Ками (valera_bi с женой). В первый день мы отправились на поиски Лесного Терема 1 (второй терем входил в наши планы только теоретически). Проехав Кострому средняя скорость Мазды снижалась пропорционально удалению о Москвы, последние 40 километров до Терема мы ехали по грейдеру со скоростью 20-25 км/ч. Ввиду того, что мы уехали на север, темнеет здесь значительно быстрее, чем в Москве. И уже в 15 часов дня была практически полная темнота.

Ближайшая обитаемая деревня к Терему находилась от него в двух километрах. Здесь мы оставили Мазду и пересели в Тойоту. Но уехали мы недалеко. Буквально через 500 метров мы утонули небольшом болоте и отправились обратно в деревню за трактором. Заприметив характерые следы трактора Беларусь, мы отправились по ним. На пороге нам встретил «Дим Димыч», один из трех жителей всей деревни в которой еще есть электричество и телефон... Посетовав на дефицит солярки он все же вытащил два ведра с водой для системы охлаждения двигателя и со второй попытки трактор уверенно завелся:

— Есть только один нюанс, фары у меня не работают... Фонариками дорогу посветите?

Это непередаваемые ощущения ездить по бездорожью на тракторе с грязным лобовым стеклом, освещая дорогу фонариком через дверной проем. Мы успешно съездили в обе стороны, аккуратно вытащили машину и вернулись в деревню. Удивительным было то, что Дмитрий был абсолютно трезв, что совершенно не увязывалось в нашей голове. Вдобавок он категорически отказывался от денег, которые мы ему дали за помощь. А еще он нам предлагал остаться у него на ночлег, в настоящей русской избе. Мы вежливо отказались, хотя я был уверен что нужно было оставаться, тем более он почти настаивал на этом.

Мы пошли прогуляться 2 километра пешком до Лесного Терема. В свете фонариков впечатлились этим огромным деревянным домом, который за счет террасы, балкона, бельведера и башни из двухэтажного превращался в пятиэтажный. Фотографии в кромешной тьме делать не стали. Вернулись к машинам и отправились в гостиницу. 1500 рублей за номер «Люкс», условия проживания отвратительные но выбора в этих краях нет.

На следующее утро мы отправились на главную цель этой поездки. Недействующая телевизионная вышка высотой 350 метров пугала даже при просмотре ее фотографий. А вообще, судя по всему это самая высокая заброшенность в нашей стране, ведь даже недостроенная телебашня в Екатеринбурге ниже на 50 метров. А более высоких мачт в нашей стране нет.

Построена она была в 90-ые годы, чтобы обеспечить уверенный телевизионный прием почти по всей области. Вышка на шести растяжках, котельная, подстанция, здание для оборудования и персонала были сданы под ключ. Но как обычно в нашей стране сначала все ломают, а потом восстанавливают произошло и с этой вышкой. Пару лет назад с нее унесли даже сигнализационное освещение и кабель.

Теперь же вышку планируют восстанавливать, уже установили пункт охраны, чтобы охотники за металлом не завалили и распилили вышку. Говорят, уже были желающие. А пока, уже не первый год вышку используют бейсджамперы. Объект очень сложный и не многие решаются на прыжки с него. Самое опасное — это растяжки, за которые можно зацепится куполом парашюта.

Просто залезть на вышку тоже подвиг. Стоя внизу с трудом представляешь себе, что это такое — 350 метров. А 80-ти метровая вышка под Воскресенском выглядит на фоне этой просто игрушечной. Когда мы начали подъем была очень низкая облачность. Видно было только две ближайших к земле растяжки (каждая растяжка примерно - 50 метров)...

1. До первой растяжки залезть легко. Лестница сухая, ветра практически нет. Поднявшись чуть выше второй растяжки (на фото) чувствуешь достаточно сильный ветер.

2. На уровне третей растяжки понижается температура и ступени немного покрыты льдом. Вниз еще достаточно неплохо видно. Особо внимательные заметят двух человек.

3. В районе четвертой растяжки сквозь вышку начинают проплывать облака. Куда-то вниз улетает крышка от объектива. Ступени полностью покрыты льдом.

4. Ощущается усталость, обмерзают руки и мешается рюкзак с фотоаппаратом. Скорость подъема сильно снижается.

5. На уровне пятой растяжки уже почти все покрыто толстым слоем намерзшего снега. Приходится соблюдать осторожность. Землю сквозь облака уже давно не видно.

6. Каждый следующий пролет кажется вечностью. С трудом видно ближайшую растяжку, которая является единственным ориентиром в этих облаках. И вот наконец я добираюсь до последней, шестой растяжки. Понимаешь, что вот туда вниз более 300 метров. А наверх идет металлическая труба высотой еще метров 15 и внутренней лестницей. Внутри кромешная тьма и посередине переход с одной лестницы на другую с отсутствующей ступенькой. Страдающим клаустофобией здесь не место.

7. Вершина. Сильнейший ветер. Нулевая видимость.

8. Очень холодно.

9. Ощущение того, что находишься в другом измерении.

10. Можно выглянуть вниз и посмотреть на основную площадку. С трудом можно различить тросы шестой растяжки.

Когда спустился обратно на центральную площадку, низкая облачность начала уходить.

11. Пришло время посмотреть вниз. Страшно, да? Если прыгать с парашютом у вас будет ровно 7 секунд свободного полета.

12. По сторонам смотреть не так интересно. Стандартный вид из самолета при заходе на посадку :)

13. Лучше посмотрим еще раз вниз (оригинал).

14. А теперь с комментариями. Два легковых автомобиля, человек и точка крепления троса шестой растяжки. Особо внимательные с легкостью найдут еще одного человека.

15. Большое поле. Особо любопытные могут подсчитать площадь поля используя данные о средней высоте леса.

16. Прямо над головой проплывают облака.

17. Еще раз посмотрим вниз и будем спускаться.

Подъем на вышку занял около двух часов, на спуск ушел один час.

18. Теперь снизу видна вся вышка целиком.

19. Чуть отойдем в сторону и сравним высоту вышки с известными высотными сооружениями.

Теперь на ближайшее время впечатлений хватит. К примеру в Москве, на данный момент выше только Останкинская телебашня, и даже комплекс Москва-Сити не дотягивает по высоте до этой вышки. Говорят, в Казахстане есть вышка высотой 450 метров...

[ КАТАЛОГ ВСЕХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ ]
Tags: высотный репортаж, костромская область