Виктор Борисов (victorborisov) wrote,
Виктор Борисов
victorborisov

Диафильм. Из Москвы... в Москву


Отправляемся в речной круиз.


А сегодня мы будем смотреть кино диафильм.

Помните, что это такое? Белая простыня на стене, проектор, слайды. Собираем всех соседей и устраиваемся поудобнее. Один из зрителей громно зачитывает тексты.

Итак, вернемся на 50 лет назад и совершим многодневный круиз «Из Москвы... в Москву».



В летние дни оживлённо на Химкинском речном вокзале. На машинах, автобусах, троллейбусах съезжаются сюда москвичи.


В кассе речного вокзала они могут приобрести билет для интересного путешествия по каналу имени Москвы, по Волге, по Оке.


От причалов Химкинского порта ежедневно отходят комфортабельные, красивые теплоходы и пароходы.


После сооружения в 1937 г. канала можно, отправившись из Москвы на юг, проделать увлекательное «кругосветное путешествие» и вернуться в Москву с севера.


Отправимся на юг... Отчалив в Химках, пароход минует шлюз Карамышевской плотины.


По берегам раскинулись подмосковные дачи.


Вскоре Москва-река вступает в пределы города. Всё величественнее раскрывается панорама нашей красавицы столицы - мосты, многоэтажные дома, парки.


Берега реки опоясаны гранитом набережных.


Древние стены стены Кремля провожают нас в дальний путь.


Если же мы отправились в путешествие вечером - перед нами возникает феерическая картина залитой огнями ночной Москвы.


На юго-восточной окраине Москвы - южная гавань речного порта. Отсюда уходят и сюда прибывают грузовые пароходы.


Пароход идет дальше... мимо раскинувшегося на левом берегу совхоза «Люберецкие поля орошения»,


мимо села Коломенского с его замечательными памятниками древнерусского зодчества,


мимо живописных берегов Подмосковья.


Радует глаз их чарующая прелесть. Луга и поля сменяются берёзовыми рощами,


лиственными и хвойными лесами.


Слева и справа Москва-река принимает ряд притоков. Один из самых живописных - река Пахра.


Часто встречаются колхозные сёла и деревни.


Через сутки пароход подходит к устью Москвы-реки. Здесь, при впадении в Оку, река уже широка.


У устья Москвы-реки - старинный город Коломна, ныне один из индустриальных центров Московской области.


Гордость Коломны - паровозостроительный завод. Он выпускает мощный товарные паровозы.


От Коломны мы плывем по Оке. Беспрерывно тянутся караваны барж с нефтью, зерном, лесом, строительными материалами.


Ока - водный рубеж, отделяющий нечернозёмное Подмосковье от лесостепной полосы Рязанской области.


На левом берегу Оки - замечательные сенокосные угодья.


За ними синеют сплошной стеной мещорские леса.


Высокий правый берег, называемый «Рязанской стороной», богат фруктовыми садами.


Ещё ниже по Оке - древний город Рязань. Неузнаваемо преобразился он в годы советской власти.
Улица Ленина.


Рязань - административный и промышленный центр области.
Завод «Сельмаш».


У г. Горбатова в Оку впадает её крупнейший приток Клязьма. Отсюда Ока поворачивает на восток. Недалеко от устья Оки появляются корпуса Горьковского автозавода им. Молотова и здания заводского города.


Сотни легковых и грузовых автомашин ежедневно сходят с конвейера Горьковского автозавода.


В Горьком родился великий русский писатель Максим Горький.
Дом Каширина, где жил Горький.


Сейчас Горький - крупнейший речной порт на Волге и Оке.


Горький - один из важнейших промышленных и культурных центров страны.
В цехах завода «Двигатель революции».


Мощные буксиры и пароходы для Волжского флота сходят со стапелей судостроительной верфи «Красное Сормово».


Сормово стало не только крупным индустриальным центром, но и красивым благоустроенным городом.


Кончено четырёхдневное путешествия по Москве-реке и Оке. Покинув Горький, пароход поднимается вверх по Волге.


Бесконечным потоком идут с низовьев караваны барж.


Тянутся грузовые и буксирные пароходы.


Богата Волга рыбой! Обильные уловы даёт она колхозным рыболовам.


Хороши берега верхней Волги, неповторимую прелесть которых проникновенно изображал Левитан.


Ближе к Кинешме левый берег Волги порос дремучими лесами. Это край лесного Заволжья.


Сюда прибывает хлопок с низовьевы Волги, с Каспия - из далекого Туркменистана и Азербайджана.


Выше Кинешмы, на правом берегу Волги, живописно раскинулся г. Плёс - одна из лучших здравниц верхнего Поволжья.


Ещё выше - город Кострома. Здесь сохранился старинный памятник русского зодчества - Ипатьевский монастырь, основанный в XIV веке. Костромская область - родина замечательного молочного скота. Здесь выведена новая порода - «костромичка», дающая рекорные удои.


От Костромы всего несколько часов пути до Ярославля. Костромские луга снова сменились лесами.


А вот и Ярославль с его нарядными улицами,


со старейшим русским театром имени великого актёра Ф. Г. Волкова.


Ярославль - город крупной промышленности. На кордной фабрике.


Ярославский автомобильный завод выпускает мощные машины грузоподъёмностью 5-7 тонн.


Снова в путь! Пароход отчаливает от Ярославской пристани.


Следующий крупный город на верхней Волге - Щербаков (бывший Рыбинск).


Небольшой торговый городишко в прошлом, ныне Щербаков превратился в важный промышленный центр.
На заводе дорожных машин.


Щербаковский речной порт - крупный перевалочный пункт на Волге.


До сооружения канала Волга выше Рыбинска часто мелела. Летом через её перекаты с трудом проходили небольшие пароходики.


А теперь свободно идут большие двухпалубные пароходы.


Пройдя широкие просторы Рыбинского моря, пароход подходит к Угличу - одному из древнейших русских городов.


В Угличе сохранилось много интересных памятников древнерусского зодчества.


Дальше за Угличем - Иваньковская плотина.


Она образует водохранилище верхней Волги - «Московское море». Его воды питают канал имени Москвы.


У Иванькова начинаются сооружения канала им. Москвы. Пройдя шлюз №1 у Иваньковской плотины, пароход пересекает Московское море и входит в канал.


Одно за другим чередуются прекрасные архитектурные сооружения канала.


Пройдя по широкому раздолью Клязьминского водохранилища, любимого места московских яхтсменов,


пароход подходит к гранитной пристани Химкинского порта. Увлекательное восьмидневное путешествие окончено.


В текстах сохранена оригинальная орфография.
Диафильм выпущен в 1950 году, тиражом 3000 копий.


Про диафильмы
У меня есть огромная коллекция диафильмов 1945-1955 годов выпуска, большинство из них выпущены тиражом 3-5 тыс копий. Преимущественно это детские сказки. Всего, порядка 300 круглых коробочек со слайдами. Полный список диафильмов вышлю по запросу на почту: professor @ rambler.ru


[ КАТАЛОГ ВСЕХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ ]
Tags: старые фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →